Рекламный баннер 990x90px ban1
79.17
90.4

Рождество Святителя Николая отмечается православными 11 августа. Его называют Чудотворцем и угодником Божьим. Его Рождество является важным праздником наряду с Рождеством Богородицы и Иоанна Крестителя.

Рождество Святителя Николая отмечается православными 11 августа. Его называют Чудотворцем и угодником Божьим. Его Рождество является важным праздником – наряду с Рождеством Богородицы и Иоанна Крестителя.

В народной традиции считается, что в этот день святой спускается с небес на землю и обходит всех и каждого, стараясь помочь им в делах и заботах.

В Муромском историко-художественном музее в экспозиции «Муром-Град» экспонируются несколько образов Святителя Николая.

1. Святитель Николай Чудотворец.

Конец XIII – первая половина XVI в. Происходит из церкви Николы Набережного (Николы Мокрого) в Муроме. В музей икона поступила в 1940 г. Реставрирована в 1973–2004 гг. Н. С. Брегманом, Е. М. Кристи, Ю. А. Рузавиным (ГосНИИР, Москва).

Этот единственный дошедший до нас памятник иконописи, относящийся к древнему этапу местной истории, свидетельствует о своеобразной культуре Муромского княжества, даже несмотря на тесные связи с такими древнерусскими центрами, как Рязань и Ростов.

2. Святитель Николай Чудотворец.

Вторая четверть XVI в. Средняя Русь. Муром? Происходит Козьмодемьямской из церкви в Муроме. Икона поступила в музей из Смоленской церкви. Реставрирована в 1933 г. в Муромском музее И. И. Тюлиным. Дополнительно реставрирована в 1992 году ресторатором ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря Т. М. Масуновой. Композиция памятника традиционна, но имеет ряд отличий. Лик слегка повернут влево, лоб высок, а нижняя часть лика узкая, черты мелкие. Образ этот мог быть написан муромским мастером, хорошо знакомым со столичным искусством. Высокий уровень письма иконы виден в уверенном рисунке и в тонком живописном исполнении.

3. Святитель Николай Чудотворец (Никола Гостунский) с житием.

Конец XVI в. Происходит из собора Троицкого монастыря в Муроме. Икона поступила в музей в 1930 г. Реставрирована в 1993–1996 гг. в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря Е. А. Бучило. Список иконы Николы Гостунского (один из трех сохранившихся) восходит к древнему чудотворному образу рубежа XV–XVI вв., явившемуся в селе Гостуни на речке Гостунке (притоке Оки) между городами Белевом и Лихвином. «Явленный» образ стал храмовым в каменной церкви Николы Гостунского в Кремле, которая была заложена в 1506 г. по велению Василия III для чудотворной иконы.

4. Святитель Николай Чудотворец с житием.

Около 1677 г. Происходит из Николо-Зарядской церкви в Муроме. В музей поступила в 1930 г. Реставрирована в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря В. В. Занозиным. В основе иконографии средника лежит извод, известный под названием «Николы Зарайского». В русском искусстве он появляется в XIII, а распространяется в XIV в., в том числе в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней несохранившейся иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. На Руси такие иконы считались наделенными особой охранительной силой. Состав житийных клейм достаточно традиционен.

110490

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы