Рождество Святителя Николая отмечается православными 11 августа. Его называют Чудотворцем и угодником Божьим. Его Рождество является важным праздником наряду с Рождеством Богородицы и Иоанна Крестителя.
Рождество Святителя Николая отмечается православными 11 августа. Его называют Чудотворцем и угодником Божьим. Его Рождество является важным праздником – наряду с Рождеством Богородицы и Иоанна Крестителя.
В народной традиции считается, что в этот день святой спускается с небес на землю и обходит всех и каждого, стараясь помочь им в делах и заботах.
В Муромском историко-художественном музее в экспозиции «Муром-Град» экспонируются несколько образов Святителя Николая.
1. Святитель Николай Чудотворец.
Конец XIII – первая половина XVI в. Происходит из церкви Николы Набережного (Николы Мокрого) в Муроме. В музей икона поступила в 1940 г. Реставрирована в 1973–2004 гг. Н. С. Брегманом, Е. М. Кристи, Ю. А. Рузавиным (ГосНИИР, Москва).
Этот единственный дошедший до нас памятник иконописи, относящийся к древнему этапу местной истории, свидетельствует о своеобразной культуре Муромского княжества, даже несмотря на тесные связи с такими древнерусскими центрами, как Рязань и Ростов.
2. Святитель Николай Чудотворец.
Вторая четверть XVI в. Средняя Русь. Муром? Происходит Козьмодемьямской из церкви в Муроме. Икона поступила в музей из Смоленской церкви. Реставрирована в 1933 г. в Муромском музее И. И. Тюлиным. Дополнительно реставрирована в 1992 году ресторатором ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря Т. М. Масуновой. Композиция памятника традиционна, но имеет ряд отличий. Лик слегка повернут влево, лоб высок, а нижняя часть лика узкая, черты мелкие. Образ этот мог быть написан муромским мастером, хорошо знакомым со столичным искусством. Высокий уровень письма иконы виден в уверенном рисунке и в тонком живописном исполнении.
3. Святитель Николай Чудотворец (Никола Гостунский) с житием.
Конец XVI в. Происходит из собора Троицкого монастыря в Муроме. Икона поступила в музей в 1930 г. Реставрирована в 1993–1996 гг. в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря Е. А. Бучило. Список иконы Николы Гостунского (один из трех сохранившихся) восходит к древнему чудотворному образу рубежа XV–XVI вв., явившемуся в селе Гостуни на речке Гостунке (притоке Оки) между городами Белевом и Лихвином. «Явленный» образ стал храмовым в каменной церкви Николы Гостунского в Кремле, которая была заложена в 1506 г. по велению Василия III для чудотворной иконы.
4. Святитель Николай Чудотворец с житием.
Около 1677 г. Происходит из Николо-Зарядской церкви в Муроме. В музей поступила в 1930 г. Реставрирована в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря В. В. Занозиным. В основе иконографии средника лежит извод, известный под названием «Николы Зарайского». В русском искусстве он появляется в XIII, а распространяется в XIV в., в том числе в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней несохранившейся иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. На Руси такие иконы считались наделенными особой охранительной силой. Состав житийных клейм достаточно традиционен.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: